mondios (mondios) wrote,
mondios
mondios

Category:

Статья в «Богословском вестнике»

Изначально была написана одна статья, но редакция журнала потребовала разделить на две части, которые выглядели бы как две независимых статьи. В итоге пришлось серьёзно переделывать готовый текст, что, может быть, сказалось на изложении и оформлении.

1. «Собранный воедино»: происхождение и изначальное содержание понятия «монах» на Востоке по памятникам II—IV вв. Часть I: Свидетельства греческих и коптских источников // Богословский вестник, № 20-21, 2016

2. «Собранный воедино»: происхождение и изначальное содержание понятия «монах» на Востоке по памятникам II–IV вв. Часть II. Свидетельства сирийских источников // Богословский вестник, № 22-23, 2016

О том, чего в этой статье нет. В ней нет фактологического описания истории монашества. В ней нет исследования истории и проблематики обсуждаемых текстов (из библиотеки Наг-Хаммади, творений Ефрема и Афраата и др.), как нет и речи о возможных интерпретациях и источниках (философских, гностических и т.п.) того или иного образного ряда, встречающегося в цитируемых памятниках. Об этом написаны сотни исследований, но большинство из них не пересекается с моими интересами в данной статье. В статье нет новых данных о происхождении термина «монах», помимо тех, что уже были найдены и опубликованы учёными.

О том, что в этой статье есть. В ней есть историческая концепция, согласно которой контекст формирования термина «монах» оказывается совсем не тем, к которому мы привыкли: речь идёт не об особом направлении «ревностных» христиан, возникшем в результате «обмирщения» Церкви в константиновскую эпоху, а о традиционной христианской группе, существовавшей в качестве ядра христианской общины начиная с апостольского века (фактически — с апостольской общины). В статье есть попытка раскрыть эту концепцию на материале лингвистического анализа терминологии. Также в статье есть герменевтическая концепция, имеющая целью объяснить, почему именно этот термин (с корнем монос/ихад) был избран ранними христианами для самоидентификации. Поскольку это наиболее разработано сирийскими христианами, в статье есть разделы, где им уделено пристальное внимание: дело в том, что сирийская терминология и богословская интерпретация у ранних авторов (Ефрема и Афраата) терминов «ихидайя» и «кьяма» наилучшим образом объясняет идентичность раннехристианских общин в Сирии, а также помогает по аналогии понять и более позднюю герменевтическую позицию групп христиан, которые стали применять к себе греческое понятие «монах». В статье, наконец, есть попытка проследить богословие «единого», эволюционировавшего от библейского (древнеизраильского) представления о восхождении к Единому Богу через принадлежность к единому (избранному) народу посредством единого (нелукавого) сердца — к новозаветному богословию единого, выраженному в трёхчастной герменевтике понятия «монах», которая как бы фиксируется на идее «собранности воедино»: собранность воедино достигается отделенностью (такая отделенность, как показано в статье, понималась прежде всего как безбрачие), а единение с Богом – собранностью воедино. В более позднюю эпоху эта схема почти буквально воспроизводится в Corpus areopagiticum, что само по себе очень знаменательно.

Эти разъяснения стали необходимы потому, что многие читатели, успевшие познакомиться со статьёй до её публикации, сосредоточились на вопросах, указанных в первом абзаце, и совершенно упустили из виду (даже не приняли во внимание) вопросов, указанных во втором абзаце.

Следует в заключение сказать, что это — первая статья в данном направлении, работая над которой я постепенно знакомился с почти неизвестной для меня темой (не в последнюю очередь благодаря принятым концепциям происхождения монашества, принятым в литературе). Требовалось перестроить подход и поменять концепцию, — и основную идею мне подал профессор МДА А. М. Пентковский, которому я не перестаю приносить благодарность.

Приятного чтения! Буду рад критике.
Tags: ius monasticum, мои статьи, монашество, наука
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments