mondios (mondios) wrote,
mondios
mondios

«О подготовке ко Святому Причащению»

На Богослове.Ru ведется обсуждение очередного важного проекта Положения о Святом Причащении. Мои пять копеек.

Документ по своему содержанию не плохой, но совершенно не годится в качестве канонического руководства. Подобные тексты должны быть оформлены строго в соответствии с канонической традицией Церкви, что подразумевает научную публикацию. Дело в том, что каноническое право уже несколько веков является научной дисциплиной, а данный документ оперирует каноническими понятиями и подражает стилистике канонических определений на таком низком уровне, что создаётся впечатление розыгрыша (правильно ниже было замечено, что текст проекта Положения напоминает церковную брошюрку).

Ввиду того, что русская каноническая наука находится в самом плачевном состоянии, предлагаю, во-первых, хотя бы не стесняться брать в пример уже существующие образцы Положений по тем или иным вопросам как в других Поместных Православных Церквах, так и в католических statuta и фундаментальных канонических исследованиях. Statuta — это канонические Положения по разным вопросам (Ватикан издал целую серию подобных statuta), которые были составлены для нужд униатских епархий лучшими канонистами РКЦ. Эти Положения написаны полностью на основании восточно-православного канонического права, с учетом всех местных ответвлений и традиций. Это глубокие и важные исследования, которые практически стали энциклопедическими справочниками, поэтому они обязательно должны привлекаться для работы и нашими комиссиями (естественно, написаны они по-латыни). Я уже упоминал в свое время работу Плацидия Де Меестера по монашескому праву. Есть своды по источникам русского канонического права и т.п. В серии Codificazione canonica orientale. Fonti Конгрегацией по делам Восточных Церквей было издано около 40 томов (к сожалению, мне не попадалось еще полного списка этих уникальных изданий, надо искать в европейских библиотеках). Думаю, среди изданий должно быть и Положение о Причащении.

Во-вторых, издание такого типа обязательно должно предварять библиографическое описание, желательно полная аннотированная библиография вопроса. Иначе просто Положение не будет научно компетентным документом.

В-третьих, должно следовать аналитическое обобщение канонических источников, учитывающее различные ветви более поздних традиций и практик.

В-четвертых, должны быть даны канонически безупречные определения основных терминов Положения.

В-пятых, титулы положения должны сопровождаться, как говорили до революции, "оправдательными текстами", то есть текстами, подтверждающими ВСЕ изложенные в основном тексте Положения краткие формулировки и определения. Эти тексты должны печататься в приложении.

И только после этого можно переходить к постановлениям, выводам и рекомендациям. В данном же документе НИЧЕГО этого сделано не было.

Помимо этих общих замечаний следует сказать о некоторых частных вопросах.

1. Пост в субботу и воскресенье, запрещенный 64 апостольским правилом, означает полное воздержание от пищи. В канонических текстах и типиконах пост означает полное голодание, либо сухоядение до 9-го часа (так это объясняет прп. Никодим в Пидалионе, с. 76-77, изд. 1886 г.). В греческом языке слово "разрешение" выражается двумя понятиями, имеющими различное значение: λύσις и κατάλυσις. Λύσις (частичное разрешение) означает разрешение на вкушение постной пищи до 9-го часа. Разрешение на вино и елей (постное масло) также входит в понятие частичного разрешения поста. Κατάλυσις же означает полное разрешение (отмену) поста то есть разрешение на сыр, молоко и яйца для монахов и мясо для мирян. По объяснению преп. Никодима, 64-е Апостольское правило запрещает полный пост, но не требует полного разрешения поста. Иначе православные христиане согрешали бы против 64-го правила во все многодневные посты, когда как раз происходит только частичное разрешение поста (как известно, субботние и воскресные дни не входят в число дней святой четырядесятницы, т.е. Великого Поста, но тем не менее, в эти дни даётся только частичное, а не полное разрешение Поста). В субботу дается разрешение на вино и елей — отсюда следует, что частичным разрешением поста (λύσις) правило не нарушается, но и полного разрешения поста (κατάλυσις) также не допускается перед причастием (по образцу субботних и воскресных дней Великого Поста).

2. Мнение, будто в греческих Церквах верующие не исповедаются перед причастием, является неверным. Там существует регулярная исповедь у всех, кто ведёт церковную жизнь. Просто для исповеди определен духовник (а не любой священник), который ставится архиереем. И для исповеди выделяется время вне литургии — поэтому исповедь возможна за день-два до причастия, и не обязательна именно в тот самый день или накануне вечером, как принято у нас. Благочестие от этого не страдает.

3. О частом причащении. В греческой практике (по словам одного опытного греческого духовника, с которым я обсуждал данные вопросы) частое причащение, совершаемое чаще раза в неделю, не требует более частой исповеди, чем раз в неделю. Также оно не требует специального говения. Говеть необходимо только редко причащающимся: чем дольше срок между причащением, тем дольше необходимо говеть.

4. О женской нечистоте. Это непреложное правило, которое описывает состояние человеческой природы (в её различии на мужской и женский род). Церковь (как Ветхая, так и Новая) запрещала причащаться людям, испытывающим естественные физиологические выделения, связанные с органами деторождения. Это относится как к мужчинам, так и к женщинам. Для женщин определен более долгий срок, потому что и выделения у них более продолжительные. Женщина не теряет АБСОЛЮТНО НИЧЕГО в духовном плане, если подождёт несколько дней, пока кровотечение прекратится естественным путем. Послушание этому правилу — признак целомудрия и смирения женщины. Ведь даже Божия Матерь проходила очищение после родов (хотя и не нуждалась в этом): уже ради подражания Ей следует соблюдать эту непреложную норму.
Tags: дискуссии, каноны, русский путь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments