?

Log in

No account? Create an account
esse velim graecus
Ὁ μὴ γεωμετρίζων μὴ εἰσερχέτω
О «деле о. Димитрия Свердлова» 
18-янв-2013 12:44 pm
Почитал интервью о. Димитрия Свердлова в БГ. Есть три вещи, с которыми я не согласен. Во-первых, я думаю, что священник в нормальном духовном состоянии не может «устать» от священства. Для меня это непостижимо. Я связываю это с потерей веры. Поэтому я не согласен с объяснениями о. Димитрия, в которых он представляет своё прошение об увольнении за штат как нечто нормальное. Более того, я думаю, любой архиерей имеет право наложить запрещение на священника на основании того, что тот заявляет публично о своей «усталости от священства» и просится в увольнение. Что значит быть «за штатом»? На практике это означает никому не подчиняться, служить где хочешь и когда хочешь, и при этом вроде быть священником. Я многократно слышал от опытных старых священников, что такое понятие, как «за штат» вообще не канонично с церковнойточки зрения.

Во-вторых, я не согласен с его объяснением того, почему он отказался служить в соборе. Ну, направили служить туда, где строгие порядки, настоятель ужасен, попы не милы. И что дальше? «Я не готов принять это без объяснений», — пишет о. Димитрий, а потому вообще ни разу не является в место, куда его направила церковная власть. Ничего себе! С каких это пор мы оказываем послушание Церкви (послушание ради Христа, а не ради начальства!) после понятных объяснений и согласований? «Это была дисциплинарная мера», — объясняет о. Димитрий. И что? Да, дисциплинарная мера. Так подчинись, пожалуйста. Или ты никогда не читал Евангелия, жития святых, творения отцов, в которых единогласно говорится о том, что без воли Божией и волос не упадёт с вашей головы и «поведут вас туда, куда вы не хотите»? В соборе он не мог сослужить с настоятелем и говорить «Христос посреде нас». Вот это дела! То есть самому сделать усилие невозможно, невозможно простить, невозможно смириться, невозможно первому проявить любовь. Выход только один — не явиться! Друзья, это не дело. Это не церковное поведение.

В-третьих, я не могу согласиться с о. Димитрием, когда он говорит о сложности в интерпретации церковных канонов, намекая на то, что к нему был применён двойной стандарт. «Я столкнулся с проблемой интерпретации церковных канонов», — уклончиво объясняет о. Димитрий. На самом деле, канонически вопрос однозначен: право толковать каноны и применять их имеют только архиереи. Голос остальных членов церкви является вспомогательным: образованные миряне могут, с благословения епископа, участвовать в решении сложных канонических проблем, но окончательное решение за епископом. О его мотивах судить не нам, но Богу. В случае нарушения канонов со стороны епископа священники и миряне могут написать статьи или опубликовать заявления с разъяснениями, но канонически решение об ответственности епископа выносит вышестоящая инстанция. Это порядок, который всегда был в Церкви. В данном же случае митрополит не нарушал канонов, их нарушал (систематически) как раз о. Димитрий.

У меня сложилось впечатление, что о. Димитрий много лет жил в раздвоенном состоянии сознания. Несколько раз в интервью проскочило, что еще раньше, когда он служил со своим духовником, он уже тяготился обязанностями священника. Он оправдывает это тем, что не делал церковной карьеры, а потому-де бегал по требам, это было трудно, духовник всегда был им недоволен. Да и рук положился-то он вроде как-то даже случайно… А потом снова вернулся к работе математика-экономиста: там дела пошли, его так вдохновила работа, что он стал писать диссертацию по экономике. Ну вы представьте себе, что должно быть в голове и душе священника, который пишет диссертацию по экономике и проекты которого, кстати, занимают первые места в каких-то финансово-экономических конкурсах. Отец Димитрий говорит, что светская работа — это некоторая независимость, которая, по его словам, конечно, не нравится начальству, ведь начальство хочет закабалить батюшек, экономически привязать к себе и т.д. А простым батюшки якобы и деваться некуда — идут под кабалу как овцы на заклание. Но это всё не так. Это не главная причина, заставляющая священников терпеть малую зарплату, но не уходить на светскую работу. Главная причина — в том, что служение священника абсолютно, оно несовместимо со светской жизнью. Светская работа не запрещена, но это такое бремя, которое духовно очень тяжело для священника, поскольку опутывает невидимыми нитями, связывающими с миром и ставящими в зависимость от него. Не каждому это по плечу. Раздвоение личности — это не призрак, это случается, когда ты служишь Богу, а сердце твоё увлекается другими вещами. А светская работа, особенно если иметь в ней большой успех, может увлекать очень сильно…. Короче говоря, мне представляется, что данное запрещение — результат очень долгого пути, который вел, к сожалению, в одну сторону. Это личная трагедия человека, ничего больше.

Мне нравятся многие статьи о. Димитрия, в них есть ценные и полезные наблюдения. Я не отрицаю, что его позиция, как человека, по многим вопросам заслуживает большого уважения. И я вполне допускаю, что те или иные его заявления могли не нравиться кому-то, кто имеет над ним власть. Но я не могу отделаться от мысли, что тот резонанс, который получило «дело о. Димитрия Свердлова», во многом спровоцирован им самим. И его новые интервью, в которых каждый раз как бы высказывается недоумение по поводу того, что «творят СМИ», всегда тем или иным образом подтверждает этот вывод. Например, говоря о том, что он в настоящее время пребывает в некоторой растерянности, он не без удовольствия (как мне кажется) рассказывает о всё поступающих «новых предложениях» — написать три книги, снять несколько фильмов, в том числе и для зарубежной кинокомпании (это уже вам не шутка!) и т.д. Но я думаю, что если он пойдёт по этому пути — а всё пока говорит за то, что пойдёт, — это будет означать полный крах его христианской жизни.

Многие верующие нередко забывают, что путь христианина — это не путь триумфатора и победителя. Вообще-то это путь скорбей, лишений и несчастий, путь отречения от мира и непрестанного покаяния, путь жизни в согласии с промыслом Божиим. «Готовьтесь на брань, и среди бедствий будьте как пришельцы земли» — слышим мы от пророков. «Продающий пусть будет, как собирающийся в бегство, и покупающий — как готовящийся на погибель; торгующий — как не ожидающий никакой прибыли, и строящий дом — как не надеющийся жить в нем. Сеятель пусть думает, что не пожнет, и виноградарь, — что не соберет винограда; вступающие в брак, — что не будут рождать детей, и не вступающие, — как вдовцы» (3 Ездр. 16, 41-45). Трудно, и даже невозможно, требовать от другого человека мужества, терпения, покаяния, восхождения на крест, когда сам не висишь на кресте. Но назвать вещи своими именами надо. Говорить о тех или иных ложных мотивах и поступках как о христианском подвиге — это, на мой взгляд, вообще искажение действительности. Отец Димитрий не пострадал за «свободу слова», не был изгнан «за правду», не стал жертвой несправедливости со стороны нехороших людей. Он оказался в тупике, в который сам добровольно пришёл. Юношеская, романтическая мотивация быть священником, по его словам, у него прошла (к сорока годам!). Настало время для христианской зрелой и сознательной мотивации. Но я боюсь, что он сам себе во многом уже закрыл большинство путей для возвращения. Тем не менее слабая надежда на разрушение собственноручно возведённой вокруг своей крепости стены всё-таки есть всегда.
Comments 
18-янв-2013 09:37 am
Любой человек проходит свой путь в своих ботинках. Поэтому возможности адекватной оценки другими того, правильно ли он его проходит, ох как затруднены...
18-янв-2013 09:38 am
--жил в раздвоенном состоянии сознания--
Вот как-раз нынешняя церковность это одно сплошное раздвоение сознания. Игры в Византию,"Русь святую", послушания и т.п. А о.Д. пытался быть целостным, не играющим по этим правилам. Но находясь в "системе" это практически невозможно.
21-янв-2013 07:15 am
+++нынешняя церковность это одно сплошное раздвоение сознания.+++

абсолютно точно.

+++Но находясь в "системе" это практически невозможно.+++

возможно! :)
18-янв-2013 09:46 am
думаю, что он в конце концов покинет МП, а может и православие

просто такие решения не делаются быстро

у человека нарастает недовольство фарисейско-бюроктратическим элементом.
18-янв-2013 10:09 am
с теми же мыслями и чувствами
http://d-st75.livejournal.com/434692.html#comments

но в любом случае, это уже тенденция...
21-янв-2013 07:17 am
характерно, как ваш собеседник Вас абсолютно не понял. однозначно "демократическое мышление".
18-янв-2013 10:10 am
Совершенно согласен с Вами. А то, что здесь говорят о "играх в Византию, Русь Святую" - увы, обычные уже штампы. Я служу уже четверть века в Москве, и никогда никто не принуждал меня к помянутым играм. Моей задачей всегда было и остаётся только одно: служить у престола и работать с людьми. Это не игры, как кому-то кажется. Это обычная жизнь пастыря, а если пастырь от этой жизни "выгорает", значит вину следует искать не в каком-то "фарисейско-бюрократическом элементе", а в себе самом в первую очередь.

Edited at 2013-01-18 10:31 (UTC)
18-янв-2013 10:47 am
Если судить по Евангелию, фарисеям не слишком свойственно "выгорать":)
18-янв-2013 11:07 am
служение священника абсолютно, оно несовместимо со светской жизнью++
Служение священника, прежде всего, самодостаточно.
И нормальный священник воспринимает другие свои дела - вполне себе благие и "по послушанию" - как досадную помеху.
Короче, если священник с бОльшей радостью идёт в аудиторию (офис, завод и т. д.), чем к престолу - пусть лучше не подходит к последнему вовсе.
(Это напоминание всем нам, вообще-то).
18-янв-2013 12:24 pm
То есть ТУДА пусть диаконы идут?
Скажите это о.Иоанну Кронштадтскому, к-й совмещал обе ипостаси, и времени тратил больше на людей, чем на службу!
18-янв-2013 11:12 am
неужели человек, который хочет и стремится реализовать заложенный в нем Творцом талант, должен поставить на себе крест как на христианине?
18-янв-2013 12:04 pm
Большое спасибо! Многое стало на свои места.
18-янв-2013 12:26 pm
Забавные у Вас комменты! Сколько же у Вас всего не на своих местах! Надо чулан почистить!
18-янв-2013 12:27 pm
Да, кстати: о нем впервые узнал недавно, ни одной статьи его не читал. Удивляюсь Вашей всеядности.
18-янв-2013 04:31 pm
>>Главная причина — в том, что служение священника абсолютно, оно несовместимо со светской жизнью.

http://agioskanon.ru/vsobor/007.htm#15
"Составители сего правила противопоставляют, что для удовлетворения потребностей жизни существуют различные занятия; и клирики пусть обращаются к какому-нибудь из них, дабы чрез них добывать себе потребное; и приводят изречение из Апостола, который сказал: требованию моему и сущим со мною послужисте руце мои сии, как написано в Деяниях (20, 34)."
"А если бы кто сказал: откуда же клирики будут иметь безбедно средства к жизни? – таковому отцы говорят, что существуют многие и различные занятия – свободные и непредосудительные; пусть чрез них и приобретают потребное. В пользу этого они привели и изречения из Деяний Апостольских и Евангельские."
18-янв-2013 10:33 pm
на мой взгляд, тут дело не в маловерии, а в структуре душевной организации обсуждаемого персонажа. Трепетная лань лямку сермяжно-поповскую не потянет
19-янв-2013 08:39 am
Fr Diodor, allow me to add some other considerations. Not about the particular case of Father Dimitry, but with regard to your general approach.

The first concerns authority. The church invests huge authority in single figures, whether abbots or bishops. It does so much more than in the normal world, political, business and other, which works much more with a system of checks and balances (the threat of being de-elected, the constant threat of bankruptcy, a critical press….).

It seems to me that there is an underlying assumption in this system: that the person invested with authority is spiritually advanced, has passed to a higher level than the usual human levels of desire and self-seeking, and is ‘looking unto Jesus’ and concerned only for the spiritual welfare of those entrusted to him. The classic example of this is St Benedict’s description of the abbot in his Rule.

This may with luck apply in a monastery (where the monks also have an element of choice – which you yourself have fought hard to defend). With even more luck it may apply with a bishop, if they have been able to find a good monk.

I fear that on the second and third echelons – that of the nastoyatel (senior priest) of a typical large church with junior priests and deacons, this is far from always the case, especially when nolens volens, the person concerned has entered the job at a spiritually not very advanced level (which often happened in the early 1990s), has the physical and financial well-being of a family to look after and where social status and money are a constant temptation. Unfortunately it does not always apply at the first level, that of a bishop.

It is, I imagine, pretty miserable to be caught in this situation as a junior priest, locked under someone as described above. Especially if you are inherently more gifted or are socially better connected than your superior and he knows it.

Second, on the psychology of a small parish team (senior priest, junior priest(s) and deacon(s). If you are in a monastery, with 20 monks or upwards, you have at least a certain space and choice of people you associate with: if you are a more studious type, you will seek like-minded people and probably be in an informal group of 3 or 4 or 5, with whom you share more. You also, hopefully, have an abbot or dukovnik, who will give you a sympathetic ear if you find yourself in a difficult situation (which includes the fact that at certain times one just needs a bit more space to breathe). In a parish situation, as a junior priest, you can lack both this choice and this ear.

To this let us add something which may not sound very ‘Christian’ but is real: most of the day-to-day work in a church, outside of the main liturgy, is of a pretty low intellectual and spiritual level. Maybe hearing hours of confessions of simple people is a necessary and useful sacrifice one can ask of a university or academy-trained priest. Hours of trebi, especially on an empty stomach, and where the priest in question knows that he is saying prayers that people should be saying themselves, often because he needs the cash, must be soul-destroying.
19-янв-2013 09:26 am
excellent read

plz write more stuff
19-янв-2013 02:17 pm
Не зарекайтеся батюшка )!

Был у мня приятель из Ваших монасев,
такой же энтузиаст как Вы,
а то и поболее.

А на старости лет ему вся эта церковность и служение надоели.
19-янв-2013 09:28 pm
Вы наверное правы, как и в большинстве случаев, но уж больно картина получается унылая. Сермяжная правда, как в советском анекдоте: сколько не ношу домой запчасти для мясорубки, но при сборке всё равно получается пулемёт. Католики ведь умудряются совмещать разные виды интеллектуальной деятельности со священнослужением, да и в Русской Церкви в более благополучные времена была наука и много чего прочего. А сейчас, как тут правильно выше пишут, в РПЦ количество вакансий для людей с тонкой душевной организацией крайне невелико, и на Пегасах пробуют пахать чернозём. Кстати, в РПЦЗ до сих пор куча духовенства работает, но поскольку в ней почти не было взаимоотношений "привет Советской армии" среди священства, то и желание священника работать на светской работе только приветствовалось. Есть что-то антихристианское, по-моему, хотя и понятное по-человечески, в желании архиереев в России приучить духовенство есть только из рук Епархиального управления и архиерея лично.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded авг 18 2019, 11:47 pm GMT.