mondios (mondios) wrote,
mondios
mondios

Categories:

Фома Аквинский sub specie palamitica (раунд 2)

Продолжение (начало см. здесь).

2.5. Атрибуты и имена. Рассмотрим, как Фома решает вопрос о множественности относимых к Богу имен в ST I, q. 39, a. 3. Фома говорит, что единство сущности и троичность ипостасей зависит от логической дистинкции между относимыми к Богу именами: одни из них сказываются о Нем субстантивно, а другие – адъективно.Субстантивные термины обозначают нечто по способу субстанции, поэтому единственность или множественность субстантивного термина происходит от формы, обозначаемой именем, а адъективные термины обозначают нечто по способу акциденции, поэтому перенимают единство или множественность от подлежащего, указываемого в субъекте. Из этого Фома делает вывод о том, что имя, относимое к Богу в единственном числе, сказывается субстантивно и подразумевает единую сущность, а имена, относимые к Богу во множественном числе, сказываются адъективно и подразумевают троичность ипостасей. При этом важно отметить две основополагающие предпосылки, из которых исходит Фома и которые понадобятся для наших целей: 1) в Боге нет акциденций, поэтому сказываемое о Боге адъективно сказывается не как об акциденции, а по способу акциденции (понятно, что в вопросе об ипостасях Фома исходит из определения ипостаси как «отношения»: учитывая, что отношение не есть сущность, а принадлежит к группе акциденций, становится понятным, почему сказываемое об ипостаси не нарушает единства сущности при том, что допускает множественность); 2) поскольку к Богу нельзя отнести в полной мере аристотелевское разделение индивида на сущность и акциденции, так как в Боге нет и не может быть акциденций, поэтому сказываемое по способу акциденций, хотя и знаменует собой некую«вещь», тем не менее не может рассматриваться в рамках категориальной системы Аристотеля (т.е. в рамках десяти категорий): когда речь идет о Боге, то «имя вещь, – говорит Фома, – относится к трансценденталиям». Эти две посылки можно обобщить следующим образом: сказываемое о Боге во множественном числе а) сказывается по способу акциденций, но акциденцией не является, б) знаменует собой «вещь», но не является отдельной сущностью, в) принадлежит к числу трансценденталий (т.е. проще говоря, «вещь» в данном случае означает не сущность в аристотелевском смысле, а некую реальность), г) не нарушает простоты и единства божественной сущности. Надо ли говорить, что данная концепция логически обосновывает то, что Григорий Палама утверждал относительно множественности имен, относимых к божественным свойствам? Ведь Палама говорил об энергиях в той же самой терминологии (с небольшими отличиями) – т.е. как а) о «как бы акциденции» (за неимением более разработанной логики он вынужден был ограничиваться формулировкой св. Кирилла), что по сути тождественно выражению «по способу акциденции», б) как о «вещи» (πρᾶγμα), в) как о реальности, превосходящей рамки категориальной системы Аристотеля, г) как о такой реальности, которая хотя и различается по способу акциденции и представляет собой «вещь», тем не менее не нарушает единства и простоты в Боге. Если при этом учитывать, что и сам Фома в комментарии к Дионисию Ареопагиту и в Сумме теологии напрямую относит атрибуты Бога, соответствующие рассматриваемым у Ареопагита именам к разряду трансценденталий (такие как «бытие», «благость», ««истинность» и т.д.), то следует признать, что с точки зрения логики Фомы постулируемое тождество атрибутов и сущности Бога никоим образом не означает, что невозможно в то же время их «реальное» различение, понимаемое не как различие двух вещей, а как различие в вещи, имеющее основанием действительную, а не мнимую реальность относимых к Богу свойств (а в позднейшей философии, т.е. у Дунса Скотта и у томистов XV – XVI вв. это еще более очевидно).

Продолжение следует.
Tags: Восток и Запад, Григорий Палама, Дунс Скот, Фома Аквинат, богословие, византийская философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments